Решение России добровольно сократить экспорт нефти на 500 000 баррелей в сутки в августе может остановить рост цен на бензин на автозаправочных станциях, начавшийся в мае этого года.
Снижение поставок из-за рубежа в связи с увеличением переработки нефти внутри страны увеличит предложение моторного топлива на нашем рынке. Оптовые цены на бензин будут ниже, что снизит повышательное давление на цены на автозаправочных станциях.
Однако возможны и другие варианты. Например, единственным способом снизить экспорт нефти было бы либо сокращение добычи нефти, либо увеличение поставок бензина и дизельного топлива за рубеж. В обоих случаях это уже не окажет благоприятного влияния на цены на топливо на отечественных АЗС, но в последнем случае увеличится и внутренняя переработка нефти.
Проблема заключается в том, что российский бюджет мало выиграет от увеличения поставок топлива на внутренний рынок в августе. Выплаты из бюджета нефтяным компаниям по демпферу (механизм компенсации разницы между экспортными и внутренними ценами на нефтепродукты) составили 78,6 млрд рублей в июне и более 103,5 млрд рублей в мае. Демпфирующие платежи будут расти в результате значительного увеличения предложения на внутреннем рынке на фоне снижения экспорта нефти и ожидаемого роста мировых цен на нефть.
Правительство планирует сократить демпфирующие платежи вдвое с сентября, что позволит устранить бюджетные последствия увеличения поставок топлива на внутренний рынок. Однако официального решения о демпфирующих выплатах пока не принято, поскольку о сокращении экспорта пока объявлено только на август. В случае продления выплат до сентября правительство может «убить двух зайцев одним выстрелом», оказав влияние на внутренний рынок топлива и поддержав цены на баррель.
Мнения экспертов разделились. Экспорт нефтепродуктов не менее сложен, чем экспорт нефти, а внутренний рынок не ожидает и не видит существенных изменений в потреблении.
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, придерживается иного мнения. Россия увеличит объемы переработки и позволит нефтеперерабатывающим заводам поставлять нефть на внутренний рынок, чтобы ограничить рост оптовых цен, объясняет эксперт. Повышение оптовых цен приведет к постепенному росту розничных цен на бензин и дизельное топливо. Оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) изначально выросли более чем на 50%, в то время как розничные цены пока сдерживаются Федеральным антимонопольным агентством, но растут каждую неделю. В конечном итоге это может привести к бешеной инфляции. Правительство уже обязало нефтеперерабатывающие заводы увеличить поставки на внутренний рынок. По словам Чернова, сокращение экспорта будет способствовать увеличению поставок на СПбМТСБ.
По мнению Кирилла Родионова, эксперта Института развития топливно-энергетических технологий, снижение экспорта нефти, скорее всего, будет происходить на фоне увеличения экспорта нефтепродуктов. Так и произошло в июне прошлого года: по данным S&P Global Platts, экспорт нефти по морю в России в июне 2023 года снизился на 380 000 баррелей в сутки, в то время как экспорт нефтепродуктов вырос на 80 000 баррелей в сутки (2,49 млн баррелей в сутки). Учитывая окончание периода технического обслуживания НПЗ, экспорт нефтепродуктов продолжит восстанавливаться, в то время как экспорт нефти будет снижаться.
Г-н Родионов также отметил, что среди нефтепродуктов основными экспортными товарами являются мазут и дизельное топливо, по которым имеется избыток экспортных мощностей. Например, в 2021 году в структуре производства дизельного топлива на экспорт приходилось 50%, в структуре производства мазута — 84%, а в структуре производства бензина — только 10%.
Можно отметить, что экспорт бензина из России увеличивается с начала 2023 года, и его влияние на внутренние цены уже обсуждалось. Однако маловероятно, что доля экспорта в производстве бензина увеличилась до величины дизельного топлива и тем более мазута.
Тем не менее, нет сомнений, что основная цель сокращения экспорта — поддержать цену за баррель и стимулировать рост цен на российские сорта нефти. Не случайно Саудовская Аравия также уже объявила о продлении сокращения добычи еще на 1 млн баррелей в августе. Разница лишь в формулировке. Россия перерабатывает примерно половину добываемой нефти и половину отправляет за рубеж, поэтому сокращение добычи может не уменьшить экспорт. У Саудовской Аравии другое соотношение.
По данным Института энергетических исследований, переработка нефти увеличилась до 2,94 млн баррелей в сутки, а экспорт нефти — до 7,33 млн баррелей в сутки. Поэтому, если добыча снизится, то экспорт сократится больше, чем переработка, просто на более высокой статистической основе, говорит Родионов.
Если же объемы экспорта останутся прежними, то сокращать добычу нет смысла. Потому что это не повлияет на баланс спроса-предложения на мировом рынке нефти и не скажется на ценах, считает Чернов. Поэтому снижение добычи нефти в Саудовской Аравии будет сопровождаться снижением экспорта.