Рабочая комиссия по законодательству при правительстве одобрила законопроект Министерства финансов о налоге на сверхприбыль (также известном как «налог на ветер») для крупных компаний. Министерство юстиции не комментирует документ. Налог взимается с компаний только один раз и принесет в федеральный бюджет около 300 миллиардов рублей. В окончательной версии законопроекта компании, использующие систему единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), исключаются из-под действия налога на сверхприбыль.
Освобождение пользователей от Единого сельскохозяйственного налога — фактически единственное изменение в проекте закона о налоге на сверхприбыль, согласно материалам заседания правового комитета (есть в распоряжении «Российской газеты»): плательщики МРОТ: производители сельскохозяйственной продукции: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, растениеводство и услуги агропроизводителям по животноводству. Рыболовецкие организации также могут воспользоваться данной схемой; НДФЛ облагается налогом на доходы за вычетом понесенных расходов. Налоговая ставка составляет 6%, но может быть снижена до 0% региональным законом. КПД заменяет корпоративный подоходный налог и налог на имущество предприятий.
После рассмотрения Комиссией по установлению истины основные параметры налогообложения остались неизменными. Ставка налога на сверхприбыль будет установлена на уровне 10% от сверхприбыли в 2021-2022 годах, начиная с периода 2018-2019 годов. Если компании уплатят сбор авансом, то есть в период с 1 октября по 30 ноября 2023 года, будет действовать «скидка», и ставка снизится до 5%.
Как ранее заявил в интервью «Российской газете» министр финансов Антон Силуанов, налог затронет лишь небольшое количество компаний. Он отметил: «Это коснется крупных, прибыльных компаний со средней прибылью до налогообложения более одного миллиарда рублей в 2021-2022 годах». По мнению Силуанова, налогом должна облагаться именно сверхприбыль, то есть прибыль, превышающая среднюю историческую прибыль компании. Облагая налогом только сверхприбыль, мы сможем сохранить весь объем финансовых ресурсов для реализации текущих проектов и инвестиционных планов. Эти деньги пойдут на строительство инфраструктуры, дорог, улучшение образования, здравоохранения и т.д. И все эти деньги будут работать в экономике и в конечном итоге вернутся к нам, бизнесменам», — подчеркнул министр финансов.
Как отмечают в министерстве, у ведомства нет комментариев по текущей версии законопроекта.» Все замечания Минюста России были устранены совместно с заинтересованными ведомствами до рассмотрения законопроекта в Комитете Правительства по законопроектной деятельности», — заявили в министерстве.
Ветровое налогообложение обсуждается с конца прошлого года. Первый вице-премьер Андрей Белоусов объявил, что правительство обсуждает с крупными компаниями разовое налогообложение. Более того, тогда уже подчеркивался разовый характер такого налогообложения.
Сама идея не нова (на это наводит устоявшийся английский термин windfall tax) и уже использовалась в США и Великобритании». Так, с 1917 по 1921 год в США был введен так называемый военный налог, которым облагались компании, в том числе и оборонной промышленности. В те годы государство имело доход от продажи сырой нефти, который составлял 40% годового бюджета, и еще восемь лет в 1980-х годах в тех же США существовал налог на продажу сырой нефти», — рассказывает Юлия Гейнц, сотрудник Российского университета экономики и права имени Г.В. Плеханова, в котором работают молодые ученые. В Великобритании власти использовали этот метод, когда частный сектор коллективно приватизировал жилищно-коммунальные предприятия, а уже в 1920-х годах они облагали налогом сверхприбыли нефтяных компаний, когда цена на черное золото росла», — говорит она.
По мнению Гейнца, главное преимущество такой налоговой системы в том, что государство быстро получает выгоду и имеет возможность поддерживать социально значимые сферы». Однако эксперты отмечают, что «в 1980-х годах, например, власти США ожидали увеличения доходов почти на 400 млрд долларов, но реальный налог за восемь лет пополнил государственный бюджет на 80 млрд долларов».